Малоинвазивное (консервативное) лечение боли при спинальной патологии разного происхождения: РАДИОЧАСТОТНАЯ ДЕНЕРВАЦИЯ

Врачи по данной специализации:

Радиочастотная денервация (РЧД) – одна из самых востребованных и самая эффективная противоболевая процедура при лечении осложнений остеохондроза, сопровождаемых болью. Устраняет или значительно уменьшает интенсивность хронической боли в любой зоне спины – шейной, грудной и пояснично-крестцовой. Широко применяется для лечения болевого синдрома при артрозе позвоночных суставов при спондилоартрозе, жгучей боли в копчике (кокцигодиния), для блокады триггерных точек в области механического раздражения нервных окончаний фиброзно измененной мышечной тканью и т. д. На сегодняшний день развития мировой медицины, РЧД является лучшим методом прерывания боли на пути её проведения по чувствительным волокнам нерва, с точки зрения безопасности, простоты технологии и длительности противоболевого эффекта.

ОСТЕОХОНДРОЗ И БОЛЬ

Осложненное течение остеохондроза, в какой бы форме оно не протекало, всегда сопровождается болью в спине. Именно боль - универсальная и мучительная жалоба, с которой пациенты впервые обращаются к вертебрологам Ре-Клиник. У пожилых людей часто отмечается комбинированный характер спинальной патологии. При этом боль от разных структур позвоночного столба имеет свои особенности. Совокупность болевых сигналов из разных отделов спины формирует картину болевого синдрома. Врач оценивает нюансы боли и определяет источники ее происхождения. Диагностическое значение имеет не только локализация боли, но и её интенсивность. Так, грыжи и протрузии позвоночных дисков, сдавливая нерв, вызывают на пике приступа острую, часто невыносимую боль. Сужение позвоночного канала (стеноз) дает умеренную боль и слабость в ногах при ходьбе. Нестабильность позвонков проявляется тупой болью при переходе в вертикальное положение и т. д.

АРТРОЗ ПОЗВОНОЧНЫХ СУСТАВОВ

Артроз - возрастное изменение сустава, при котором дистрофические внутрисуставные процессы прогрессируют и с течением времени приводят к потере присущих суставу функций. Прежде всего, теряется способность обеспечивать в полном объеме и без боли свойственные данному суставу движения. При остеохондрозе артроз поражает мелкие позвоночные суставы (фасеточные или дугоотросчатые). При артрозе позвоночных суставов боль имеет хроническое течение и практически не реагирует на анальгетики. Изматывающий и ноющий характер болевых ощущений заметно снижает качество жизни.

РАЗВИТИЕ СПОНДИЛОАРТРОЗА

Спондилоартроз это медицинское название артроза позвоночных суставов. Такой диагноз можно встретить в описании снимка МРТ или заключении вертеброхирурга

Спондилоартроз часто встречается, как осложнение тяжелых спинальных патологий. Как самостоятельное заболевание, встречается редко. Так, при сколиозе, нестабильности позвонков или снижении высоты дисков распределение нагрузки по осям позвоночного столба происходит неравномерно. Нарушение биомеханики приводит к перегрузке позвоночных суставов и растяжению суставных капсул. Суставные поверхности теряют необходимый контакт. В суставе последовательно развиваются артропатия и артроз. Присоединение болевого синдрома завершает формирование развернутой картины спондилоартроза. У трети людей, долгое время страдающих заболеваниями спины, именно спондилоартроз является источником упорных ноющих болей.

ЛЕЧЕНИЕ БОЛИ ПРИ СПОНДИЛОАРТРОЗЕ

Основной задачей врача при лечении спондилоартроза является устранение боли, отравляющей повседневную жизнь пациента. Анальгетики и физиопроцедуры, как инструменты обезболивания, при этом практически бессильны. Единственным методом, эффективно устраняющим болевой синдром, является РЧД. Эта безопасная малоинвазивная манипуляция выполняется в условиях дневного стационара под местной анестезией. Она с успехом заменила гормональные инъекции в капсулу позвоночных суставов. Гормонотерапия имеет выраженный, но сравнительно короткий противоболевой эффект и опасна нарушением гормонального баланса, развитием диабета, гипертонии или остеопороза. В настоящее время от введения гормональных средств в позвоночные суставы отказались.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ РЧД

Метод РЧД основан на выделении тепла при прохождении токов ультравысокой частоты через биологические ткани. Дозированное термическое воздействие на нерв приводит к остановке проведения по нему болевых импульсов. Этот эффект носит название дерецепции или денервации. Блокада болевой проводимости по обработанному нерву длится до трёх и более лет, в течение которых обычные физические нагрузки не будут сопровождаться болью. Поскольку клеточные структуры нерва остаются живыми, пребывая в «спячке» (состоянии парабиоза), постепенно происходит их восстановление. Для поддержания эффекта обезболивания позвоночных суставов, процедура РЧД может проводиться многократно.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЧД

Для проведения РЧД применяются различные модификации радиочастотных генераторов (RFG = Radio Frequency Generator) производства Cosman Medical inc., USA.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЧД

Условно процедуру РЧД для лечения боли при спондилоартрозе можно разделить на три последовательных этапа:

• на первом этапе - игольчатый радиочастотный электрод под рентгеновским контролем помещается в область больного позвоночного сустава, в то место, где от него отходит веточка нерва, проводящего боль:

• на втором этапе - с помощью излучения слабых электроимпульсов проводится диагностическое воздействие - точное позиционирование инструмента в точку прямого контакта с болепроводящими нервными волокнами; врач при этом ориентируется, в том числе, на ощущения пациента:

• на третьем этапе -для прерывания потока болевых импульсов проводится лечебное воздействие током ультравысокой частоты на веточки нервов, идущих от позвоночных суставов; при этом время лечения для каждого сустава рассчитывается врачом индивидуально, но не превышает 2-х минут:

Технология проведения РЧД одинакова для лечения боли при любой спинальной патологии, включая триггерные зоны и кокцигодинию. Изменяемые параметры – позиционирование игольчатого электрода, сила и время воздействия.

Наши наблюдения

Частым компонентом болевого синдрома, с которым пациенты обращались в Ре-Клиник, являлась боль, исходящая от позвоночных суставов, копчика или триггерных зон спины. При этом пациенты отмечали неэффективность приёма анальгетиков и физиотерапии. Исключение составляли эпидуральные гормональные блокады при спондилоартрозе, снимавшие боль до 7 дней. В то же время риски нарушения гормонального баланса, в принципе, не позволяли вводить гормоны в спинномозговой канал чаще одного раза в три месяца.

В случаях спинальных болей, в Ре-Клиник, по показаниям, с 2012 года проводится малоинвазивная процедура РЧД. Оценка субъективных ощущений в разные интервалы послеоперационного времени показывает длительное и эффективное прекращение боли у 85% прошедших РЧД, Продолжительность безболевого периода превышает 3 года. Возвратные болевые ощущения, как правило, гораздо меньше первоначальных. Число повторных процедур РЧД не лимитировано. Наши клинические наблюдения подтверждают высокую противоболевую эффективность радиочастотной денервации.

Стоимость операции радиочастотной денервации (сверхдлительная противоболевая электроблокада) «под ключ»: 125 т.р.

В стоимость включены:

предоперационное обследование (регламент Минздрава), индивидуальные расходные материалы, стандартные медикаменты, пребывание в палате, операция, анестезиологическое обеспечение, выписные медицинские документы

Другие операции на позвоночнике

Нуклеотомия DISC-FX