Малоинвазивное (консервативное) лечение грыжи позвоночника: ХОЛОДНОПЛАЗМЕННАЯ НУКЛЕОПЛАСТИКА

Врачи по данной специализации:

Грыжа позвоночного диска сопровождается болью в спине и, по данным вертебрологов Ре-Клиник, является самым частым поводом обращения пациентов за медицинской помощью при остеохондрозе. На основании жалоб, оценки неврологического статуса и снимков МРТ определяются локализация грыжи и точный диагноз.

Скальпель или игла?

Грыжу диска можно убрать двумя способами, оба из которых имеют право на жизнь, конкурируя между собой и являясь альтернативой друг другу. Во-первых, грыжу можно иссечь, то есть отрезать скальпелем. Во-вторых, ее можно сжать вместе с диском, частью которого она является, обработав «холодной плазмой» через иглу.

Микродискэктомия

Скальпельный вариант удаления грыжи называется микродискэктомией. Это открытая операция с доступом к диску посредством разреза прилежащих тканей. Микродискэктомия - классический общепринятый хирургический способ.

Показания к микродискэктомия

Показаниями к данной операции в Ре-Клиник являются: значительный размер грыжи на МРТ, риск секвестрации - отрыва грыжи от диска, выраженный болевой синдром, нарастание неврологической симптоматики. Грыжа удаляется методом скальпельного иссечения под микроскопом.

Время пребывания в стационаре при микродискэктомии от трех до пяти дней. К минусам этого метода относятся длительная нетрудоспособность - до месяца, общий наркоз - несколько часов, разрез тканей с последующим наложение швов, вероятность рецидива - повторного образования грыжи, запрет на сидячее положение - до 2-х недель, необходимость реабилитации.

Холодноплазменная нуклеопластика

При небольшом размере грыжи на МРТ и не столь выраженной клинической картине - умеренной боли при отсутствии нарастания неврологической симптоматики, - методом выбора удаления грыжи в Ре-Клиник, является холодноплазменная нуклеопластика. Для выполнения этой малоинвазивной процедуры требуется высокотехнологичное электромагнитное оборудование – генератор холодной плазмы ArthroСare Sistem (USA).

В операционной происходит обработка диска «холодной плазмой» посредством микроэлектрода-иглы, введенного в его центр под рентгеновским контролем. При этом грыжа или протрузия хирургически не удаляются, оставаясь в диске на своем месте. Под воздействием плазмы запускается процесс перестройки структуры диска – происходит сжатие и уплотнение его вещества.

За счет постепенного уменьшения физических размеров, грыжа/протрузия прекращает давление на нерв, восстанавливается проведение по нему нервных импульсов, исчезает боль. При выполнении процедуры пациент находится в состоянии медикаментозного сна, без общего наркоза. Время пребывания в стационаре - несколько часов, трудоспособность не нарушается, реабилитации не требуется. К минусам этого метода относится растянутый во времени процесс сжатия диска – от одного до нескольких месяцев, в зависимости от возраста пациента и, соответственно, эластичности диска.

Преимущества обоснованного выбора

При наличии классических показаний, нуклеопластика является методом выбора удаления грыжи. Малоинвазивность или, другими словами, малотравматичность технологии позволяет отнести ее к разряду консервативных неоперационных процедур. Ниже приведены очевидные преимущества нуклеопластики в сравнении с микродискэктомией:

• незначительное число общехирургических стандартных противопоказаний
  • неглубокая анестезия по типу медикаментозного сна, нет общего наркоза
  • не требует разреза тканей - операционный доступ обеспечивается через мини-прокол атравматичной иглой
  • полное отсутствие кровопотери
  • короткий операционный период - в среднем 15 минут на одну грыжу
  • возможность удаления до 4 грыж за одну операционную сессию
  • минимальные операционные риски и крайне низкая вероятность послеоперационных осложнений
  • минимальный период пребывания в стационаре - несколько часов
  • не снижается уровень дооперационной трудоспособности и активности
  • высокая эффективность в достижения клинических целей - 70-80% по данным мировой статистики и собственным наблюдениям Ре-Клиник

Историческая справка и безопасность метода

Холодноплазменная нуклеопластика стала входить в медицинскую практику с 1995 года, когда американская компания ArthroCare разработала первый генератор холодной плазмы. Термин «нуклеопластика» происходит от латинского «nucleos» - ядро, а «пластика» является отражением физического изменения ядра диска под действием плазмы. Операция получила международную регистрацию: DISK Nucleoplasty™ by ArthroCare Corp., Sunnyvale, CА USA.

В клиниках США, Европы и Израиля нуклеопластика применяется более 20 лет. За это время были прооперированы сотни тысяч пациентов и проведено множество клинических исследований, определивших границы применения метода.

В 2011 году метод был включен Минздравом России в «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи» со следующим описанием целей и технологии операции: «восстановление формы и функции межпозвонкового диска путем пункционной декомпрессионной нуклеопластики». Данный метод официально признан и разрешен к применению в лечебной практике на территории РФ в качестве безопасного и эффективного способа лечения межпозвонкового диска с целью восстановления его формы и функции.

В ортопедическом Центре Ре-Клиник нуклеопластика для лечения грыж и протрузий начала применяться с момента открытия клиники в 2011 году. У истоков применения метода в Ре-Клиник стоял заведующий отделением спинальной патологии медицинского Центра Герцлия профессор Тель-Авивского университета Рувен Гепштейн (Израиль).

Холодная плазма с успехом пришла на смену лазеру, лечение которым было связано с риском перегрева диска. При нуклеопластике температура плазменного облачка на конце иглы близка к температуре тела и не повреждает диск, отсюда название метода «холодная плазма». Отсутствие нежелательных явлений в отдаленном периоде позволило признать метод лечения холодной плазмой безопасным для пациентов.

Информация для принятия решения

Холодноплазменная нуклеопластика практикуется уже более 15-ти лет – у нее заслуженная репутация, прозрачная статистика и стабильно воспроизводимая положительная эффективность, равная 80%. Это значит, что 8 из 10-ти человек после процедуры забывают про диск, про то, что была протрузия или грыжа диска. И это - безопасный метод.

На другом, увы, отрицательном полюсе находится метод мини-хирургии, «снятый с производства» европейской медициной, но применяемый еще у нас. Имеющий тонкую грань между лечебным эффектом и развитием осложнений. Это - нуклеопластика с использованием лазера. И это - небезопасный метод.

Много новых и перспективных методов лечения приходят сегодня в Россию из-за рубежа. С прекрасными сопроводительными характеристиками. Для получения реалистичной картины степени их безопасности требуется, как минимум, 5 лет. Доказательная, то есть воспроизводимая в разных клиниках, статистика эффективности, накопленная в этот период и ясное представление практикующих врачей о преимуществах и рисках нового метода, только через 5 лет от начала его применения позволят ответить на вопрос - есть ли у данной инновации будущее в арсенале малоинвазивной хирургии?

Победные фанфары, сопровождающие «эксклюзивное выведение на российский рынок медицинских услуг» очередного неапробированного метода, звучат, как правило, преждевременно, опережая события на все те же 5 лет... Только по прошествии 5-ти лет новый метод сможет покинуть область повышенного риска. И сменить «желтый мигающий» на зеленый свет безопасного применения.

Поэтому мы предлагаем и призываем наших читателей быть осмотрительными и консервативными в выборе операционного метода лечения. Для принятия решения необходимо иметь полное представление о своем диагнозе и всех возможных вариантах медицинской помощи. Доверьте свое здоровье врачу, если с ним установлена эмоциональная связь. Лечащий врач должен уметь простым и понятным языком объяснить картину заболевания и технологию операции. Сравнить альтернативные методы, показать их преимущества и недостатки. Вместе с вами в прямом диалоге найти оптимальное решение медицинской проблемы, сделать единственно правильный вывод. Такое решение будет для вас психологически осознанным и внутренне принятым. И это очень важно в столь ответственный период вашей жизни, когда предстоит пусть мини, но операция, открывающая дверь в мир активной жизни.

Наши наблюдения

Результаты совместной работы израильских и российских (Сергей Сарычев, Re-Clinic) вертебрологов, показали, что период обратного развития грыжи после процедуры занимает от 2-х до 6-ти месяцев, увеличиваясь с возрастом. Для протрузий этот срок короче в 1,5-2 раза. Постепенное сжатие и уплотнение грыжевого субстрата требует времени. Постепенно ослабевает и прекращается давление на нерв. Воздействие холодной плазмы изменяет физические свойства тканей диска, что ведет к их уплотнению и препятствует рецидиву грыжи. Программа реабилитации, которую мы рекомендуем пациентам, способствует сохранению функциональной активности позвоночника. Нуклеопластика позволила большинству пациентов, прошедших данную процедуру, исключить впоследствие необходимость микродискэктомии на уровне пролеченного диска.

Стоимость операций по удалению межпозвоночных грыж «под ключ»:

одной 190 т.р.
двух 230 т.р.
трех 260 т.р.
четырех 280 т.р.

предоперационное обследование, включая ПЦР и экспресс-тест на COVID-19, консультации специалистов (регламент Минздрава), индивидуальные расходные материалы (США), стандартные медикаменты, пребывание в палате до 6 часов, операция, анестезиологическое обеспечение, выписные медицинские документы

Другие операции на позвоночнике

Нуклеотомия DISC-FX