Спросите у вертебролога: ответы и советы

Каждый из нас в течение жизни испытывал боль в шее или пояснице. Часто причиной болевого синдрома является грыжа межпозвонкового диска. Боль, атакующая различные отделы позвоночника, лишает возможности нормально двигаться и заставляет задуматься о своем здоровье. Она может быть преходящей или постоянной, возникать неожиданно при чихании или привычном движении. Может сопровождаться слабостью в ногах или нарушением мочеиспускания. Из-за любви к самолечению, люди, не обращаясь к специалистам, начинают бесконтрольно принимать анальгетики. Запущенная грыжа приводит к потере работоспособности и неврологическим осложнениям. Очень важно избавиться от грыжи диска до наступления неблагоприятных последствий. На эту волнующую тему мы подготовили несколько вопросов и адресовали их врачу-вертебрологу (специалисту по лечению позвоночника) с 23-х летним стажем практической работы, нейрохирургу высшей квалификации российско-израильского Центра реконструкции позвоночника и суставов Ре-Клиник, кандидату медицинских наук Сергею Леонидовичу Сарычеву. Он автор более 30-ти научных трудов по вертеброхирургии, провел свыше 10000 малоинвазивных спинальных операций.

- Сергей Леонидович, какие действия должен предпринять человек, у которого
   появились боли в спине?

- В первую очередь надо сделать МРТ-снимок больной области, чтобы исключить или подтвердить патологию позвоночника. Направление можно получить у невролога или обратиться в МРТ-центр самостоятельно. Если в МРТ-заключении есть упоминание о спондилоартрозе, грыже, протрузии, стенозе, переломе позвонка, без колебаний следует обратиться к нейрохирургу-вертебрологу. Самостоятельный прием анальгетиков и сведение лечения к борьбе с болью, маскирует болезнь и приводит к потере времени и развитию неврологических осложнений. На консультацию к вертебрологу всегда следует приходить со снимком или диском МРТ.

-  Все без исключения пациенты испытывают страх перед операциями на спине.
    Что в этом случае можете предложить Вы, как вертебролог и специалист
    по лечению позвоночника?

- Надо понимать, что боль, которую испытывает пациент, пришедший на прием, это не причина, а следствие и сопровождение основного заболевания. Ее можно облегчить или убрать на время полностью. На помощь придут медикаменты, физиотерапия, курс массажа, иглорефлексотерапия и т. д. Комплекс этих методов способен эффективно устранить воспаление нервного корешка, его отек, рефлекторный спазм спинальных мышц над местом поражения. Но, ни один из этих методов никогда не сможет устранить давление грыжи на корешок, механический компонент проблемы, а он и есть причина страданий. Поэтому вертебролог мыслит категориями радикального избавления пациента от причины заболевания. В клинике, где я оперирую, есть большой арсенал высокотехнологичных щадящих методов лечения, которые по уровню своей деликатности воздействия близки к консервативной терапии, а по своей эффективности при достижении цели подобны хирургии. Так называемые малоинвазивные манипуляции занимают промежуточную позицию между лечением в поликлинике и лечением в стационаре, образно говоря, между таблетками и скальпелем. Все они проводятся с использованием сложного оборудования и расходных материалов лучших мировых производителей и требуют от врача специальных знаний и навыков, приобретаемых при обучении в зарубежных клиниках. Я работаю в специализированном спинальном Центре, который полностью оборудован для проведения основных видов малоинвазивных процедур, применяемых сейчас в мире, как альтернатива открытой «скальпельной» хирургии. В современных зарубежных клиниках к открытым операциям обращаются только по строгим показаниям, когда исчерпаны все возможности малоинвазивного лечения. Есть цели, которые декларирует мировая вертеброхирургия – излечение больного за максимально короткий срок, полная безопасность лечения и отсутствие осложнений. Так вот, новые технологии микро-манипуляций реально позволяют сделать это уже сегодня.

- О каких малоинвазивных методах, применяемых в Вашем Центре, идет речь?

- Не погружаясь в биофизические основы и технологии мини-операций, перечислю те методы, которые за 8 лет применения в Клинике зарекомендовали себя у пациентов, как наиболее эффективные. Это, прежде всего, четыре пункционных метода -  Нуклеотомия DISC-FX, холодноплазменная нуклеопластика, вертебропластика, радиочастотная денервация. Кроме того, рентген-контролируемые блокады и эндоскопические методы. Если с проведением мини-операций можно подождать, пациент лечится по консервативным программам. У нас в Центре работает отделение физиотерапии и восстановительной медицины. В 80% обращений, пациенты получают консервативную помощь, в 17% проводятся малоинвазивные манипуляции, и только в 3% показаны и проводятся операции с открытым доступом и общим наркозом. Поэтому не стоит бояться консультации вертебролога, надо обязательно определиться со своим диагнозом, методом лечения и прогнозом.

- Предполагаю, что с учетом Вашего опыта и специализации, многие пациенты
  захотят попасть на консультацию именно к Вам. Насколько сложно это сделать?

- Запись на прием ко мне или моим коллегам ведется без каких-либо трудностей и ограничений по телефону 989-53-49, код Москвы 495. Особо отмечу, что в Ре-Клиник принимают выдающиеся доктора из Израиля. Информация о датах их приезда есть на нашем сайте. Мы регулярно организуем совместные консультативные приемы – международные консилиумы. В них участвуют врачи разных специализаций и составляется комплексная программа лечения. На постоянной основе с нами сотрудничают:

Рувен Гепштейн (Herzliya) - профессор ортопедии, спинальный хирург с мировым именем

и Алекс Калганов (Assuta) - специалист экспертного класса в области замены коленных и тазобедренных суставов.

Публикации доктора Сергея Сарычева, Re-Clinic