БОЛЬ В СПИНЕ - ТЕРПЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ЛЕЧИТЬ!

Врач и пациенты

Меня зовут Сергей Леонидович Сарычев,
я врач-нейрохирург Российско-Израильского Центра реконструкции позвоночника и суставов Ре-Клиник. Более точно моя специализация звучит, как спинальный хирург или вертеброхирург. «Вертебрум» по-гречески позвонок. Как вертеброхирург, я занимаюсь лечением проблем позвоночника, возникших вследствие болезней или травм. Большая часть моих пациентов - люди в возрасте, у которых течение остеохондроза пошло по пути развития осложнений. Каких?

Осложнения остеохондроза

Прежде всего, это грыжи и протрузии межпозвонковых дисков, стеноз позвоночного канала, спондилоартроз, патологическая подвижность позвонков или их переломы.

Боль и ее причины

Все заболевания спины сопровождаются болью, возникающей вследствие разных причин: сдавления нерва, его отека и воспаления, спазма регионарных мышц, растяжения связок  или суставной капсулы, сжатия сосудисто-нервного пучка при сужении позвоночного канала и т. д. При этом боль - общее проявление всех болезней спины.

Отношение людей к боли

В данном обращении я хочу затронуть тему беспечного отношения людей к боли в спине и опасности длительного приема анальгетиков. Итак, любое неблагополучие в здоровье позвоночника сопровождается болью в спине. Вместе с тем, боль, являясь источником страданий для человека, стимулирует его к поиску путей скорейшего излечения.

Сама по себе боль не опасна, разумеется, до определенного предела, за которым может последовать болевой шок. Но такой силы при остеохондрозе она никогда не достигает, оставаясь умеренной. Острая боль отмечается при механической компрессии нерва и его воспалении при радикулите. В любом случае, противоболевые средства помогают справиться с ней и уменьшить до приемлемых ощущений.

После комплекса лекарственной терапии, вместе с уменьшением отека и воспаления поврежденного нерва, боль на время исчезает. Почему на время? Потому, что не была устранена причина ее появления. В таком случае боль всегда возвращается и возникает рецидив.

Рецидив боли и вред лекарств

Пациенты с многолетним рецидивирующим течением болевого синдрома в полной мере испытали на себе неэффективность лекарственного лечения боли, чаще всего, в домашних условиях по схеме, когда-то назначенной неврологом. Продолжительный прием НПВС, других сильнодействующих лекарств не проходит бесследно - нарушается работа желудка, печени, почек, возникают признаки лекарственной непереносимости.

Постоянный прием препаратов для снятия боли формирует зависимость и требует все больших доз. Концентрация усилий пациента на борьбе с болью и нерешительность в устранении ее причин отодвигают начало радикального лечения. Длительная компрессия нервных структур приводит к развитию неврологических осложнений. Каких?

Неврологические осложнения

Слабеют и постепенно атрофируются мышцы рук и ног, пальцы перестают держать предметы, стопы провисают, нарушается функция ходьбы, появляется неуправляемость в работе тазовых органов - страдает опорожнение прямой кишки и мочевого пузыря, возникает эректильная дисфункция у мужчин; постепенно может теряться способность к передвижению, человек становится лежачим больным.

В отсутствии лечения полный жизни активный человек постепенно превращается в беспомощного инвалида. Надо заметить, что чем позже начато адекватное лечение, тем меньше шансов восстановления до нормы нарушенных функций, и наоборот.

Как решиться на открытую операцию?

Устранить причину спинальных болей можно, прибегнув к оперативному лечению. В запущенных случаях или при определенных заболеваниях это будут так называемые открытые операции. Они требуют общего наркоза и многодневного пребывания в стационаре. К открытым относится, например, иссечение грыжи диска скальпелем под микроскопом - микродискэктомия.

В этой же группе установка транспедикулярных фиксирующих систем - межпозвонковых пластин с вкрученными в позвонки винтами. Практика показывает, что пациентам бывает сложно решиться на радикальное вмешательство не только из-за страха перед открытой операцией и волнения за ее исход. Факторами отказа могут стать стоимость медицинских услуг, длительность госпитализации, нетрудоспособности и реабилитации. Кроме того, могут быть абсолютные противопоказания к операции из-за состояния жизненно важных систем организма. В зарубежной практике к открытым операциям обращаются, когда исчерпаны все возможности малоинвазивной помощи.

Что такое малоинвазивное лечение?

Малоинвазивные методы лечения в спинальной хирургии  это целый спектр высокотехнологичных миниопераций. Все они проводятся с использованием сложного оборудования и расходных материалов лучших мировых производителей. Специальные знания и навыки, необходимые врачу для работы с оборудованием, приобретаются на стажировках в зарубежных клиниках.

Общие свойства малоинвазивных процедур на позвоночнике это деликатность и малотравматичность вмешательства, его безопасность и высокая эффективность. Эти методы лечения занимают промежуточное положение между консервативной терапией и большой «скальпельной хирургией» с открытым доступом.

Малоинвазивные методы, их общие свойства

Начиная с открытия Ре-Клиник в 2012 году, мы апробировали самые разные малоинвазивные методы, по мере их появления в арсенале вертеброхирургов. От многих отказались, в силу их небезопасности и возможного вреда для структур позвоночника. В настоящее время используем в работе только отлично зарекомендовавшие себя методы, главные из которых следующие:

Эти малоинвазивные методы имеют следующие общие свойства:

• рабочая часть операционного инструмента имеет вид иглы; процедуры выполняются через прокол подлежащих тканей
  • проводятся под местной или поверхностной внутривенной анестезией типа медикаментозного сна
  • низкие операционные риски
  • проводятся в любом возрасте
  • клиническая эффективность методов от 70% до 90%
  • пребывание в дневном стационаре от 3 до 8 часов
  • отсутствие периода реабилитации, возврат к привычному образу жизни на следующий день
  • доступная для пациентов стоимость

Как принимается решение об операции

Малоинвазивные процедуры через прокол, как и открытые операции, имеют свой круг показаний и не заменяют, а дополняют друг друга. Лечащий врач принимает решение после осмотра пациента и оценки снимков МРТ/КТ. Вариантов решения может быть два: а) делать только открытую операцию, при этом малоинвазивную процедуру делать нельзя или поздно; б) делать малоинвазивную процедуру, при этом, при желании пациента, ему может быть сделана открытая операция. В случае предоставления альтернативных вариантов лечения, мы подробно объясняем пациенту все плюсы и минусы каждого. Решение пациент принимает самостоятельно, или опираясь на мнение врача.

Сколько врачей - столько мнений?

Пациенты часто спрашивают меня: почему на консультациях каждый врач предлагает свой план лечения и отсутствует единство в рекомендациях? Ответ я даю следующий: действительно, цель лечения может быть достигнута разными методами, это признанный факт в вертеброхирургии; специалисты предлагают пациенту тот метод лечения, которым лучше владеют, имеют практический опыт его применения и располагают соответствующим оборудованием. Плохо, если только на этом основании отрицают любую альтернативу своему методу.

От простого к сложному

В Ре-Клиник мы выполняем весь спектр операций на спине. При этом исходим из принципа постепенного усложнения операционных задач и продвижения «от простого к сложному». Это значит, что лечение пациента начинается с более легких и безопасных малоинвазивных процедур, к которым относятся холодноплазменная нуклеопластика, вертебропластика и радиочастотная денервация. Вопросы о применении открытых операций на последующих этапах ведения пациентов выносятся на обсуждение Международного медицинского консилиума.

Публикации доктора Сергея Сарычева, Re-Clinic